Проект «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы»

logo_source.jpeg

Современная образовательная среда все больше становится цифровой. 

Именно в таких условиях у обучающихся должны сформироваться многие
важнейшие качества и умения, позволяющие им выработать цифровую
уверенность.    

Реализация проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» началось с июня 2019г. Приказом директора была утверждена рабочая группа педагогов и распределены обязанности (Приложение №1).

Согласно цели проекта, мы должны обеспечить развитие ключевых компетенций школьников, таких как инструментальной грамотности (читательская, математическая, вычислительная и алгоритмическая), коммуникативной грамотности, компетентности взаимодействия с собой (саморегуляция, самоорганизация), в том числе у обучающихся с ОВЗ (не менее 85% школьников от общего числа обучающихся детей с ОВЗ) на базовом уровне и выше с использованием ресурсов цифровых лабораторий.

В рамках реализации проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» в МБОУ СОШ №27 г.Пензы сформированы нормативные правовые и организационно-методические условия системной инновационной деятельности:

- разработаны и утверждены локальные нормативно-правовыми акты, регламентирующие работу цифровых лабораторий в инклюзивном образовательном пространстве:

1) «Положение о лаборатории виртуальных экскурсий» (Приложение №3), 

2) «Положение о цифровой интерактивной лаборатории» (Приложение №4),

3) «Положение о мультимедийной лаборатории» (Приложение №5), 

4) «Положение о рабочей группе по реализации проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы»» (Приложение №6), 

5) «Положение о мониторинге ключевых компетенций школьников» (Приложение №7), 

6) «Положение о порядке организации и регулирования межрегиональной методической сети» (Приложение №8);

- внесены изменения в «Положение стимулирующего характера и компенсационных выплат работникам МБОУ СОШ №27г.Пензы», в приказ «О выплатах за дополнительный объем работ» пункты 1.6, 2.6;

- разработаны 3 программы «Программа деятельности лаборатории  виртуальных экскурсий» (Приложение №11), «Программа деятельности цифровой интерактивной лаборатории» (Приложение №12), «Программа деятельности мультимедийной лаборатории» (Приложение №13).

На базе МБОУ СОШ №27 г.Пензы созданы и функционируют 3 лаборатории, которые создали продукты инновационной деятельности. 

Мультимедийная лаборатория.  

Сформировано 14 групп, задействовано 9 педагогов, 90 учащихся 1-4 классов, из них 39% детей с ОВЗ.

По 3 направлениям создано не менее 5 видеороликов:


Наименование направления

Название

Продукты с аннотацией

Познавательные ролики «Путешествие по планете»

«Африка»

Приложение №14

«Северная Америка»

Приложение №15

«Южная Америка»

Приложение №16

«Австралия»

Приложение №17


«Антарктида»

Приложение №18

Опытно-экспериментальные ролики «Опыты»

«Всплывающее яйцо»

Приложение №19

«Урок теплоизоляции»

Приложение №20

«Вне зоны доступа»

Приложение №21

«Ожившие картины»

Приложение №22

«Розовые струйки»

Приложение №23

«Горошины-силачи»

Приложение №24

Социальные истории-ролики «Что делать, если…»

«Что делать, если ты один дома, а в дверь звонят» 

Приложение №25

«Что делать, если тебе повстречались чужие собаки» 

Приложение №26

«Что делать, если твоя кошка залезла на дерево» 

Приложение №27

«Что делать, если погода становится опасной» 

Приложение №28

«Что делать, если застрял в лифте» 

Приложение №29

Лаборатория виртуальных экскурсий. 
Сформировано 5 групп, задействовано 5 педагогов, 75 учащихся 5-11 классов из них 32% детей с ОВЗ и 84 родителя.

Созданы виртуальные карты Пензенской области, России, мира для возможности ознакомления учащихся с достопримечательностями по средствам Cardboard:


Наименование объектов

Продукты с аннотацией   


Музеи воды

Приложение №30


Парки-экспозиции арт-объектов

Приложение №31


Заводы по производству хрусталя и музеи хрусталя 

Приложение №32


Подземные пещерные комплексы

Приложение №33


Музеи М.Ю. Лермонтова

Приложение №34


Археологические памятники

Приложение №35


Святые места

Приложение №36


Экокомплексы

Приложение №37


Детские железные дороги

Приложение №38


Памятники Победы, мемориальные комплексы

Приложение №39


Созданы настенные карты Пензенской области, России, мира для возможности ознакомления учащихся с достопримечательностями по средствам QR-кодов (10 объектов на каждой карте) (Приложение №40).

Цифровая интерактивная лаборатория. 
Сформировано 9 групп, задействовано 9 педагогов, 60 учащихся 5-11 классов, из них 48% детей с ОВЗ.

Создано 4 квест-игр, 4 он-лайн викторин с использованием QR-кодов, сервисов Google и автоматизированных технических систем (роботов).


Направления

Названия

Продукты с аннотацией

Инженерные

Квест-игра «Нескучная физика»

Приложение №41

Математические

Онлайн игра «Математика на досуге»

Приложение №42

Гуманитарные

Литературно-исторический квест «Ледяной дом – правда и вымысел»

Приложение №43

Онлайн викторина по произведению «Ледяной дом – правда и вымысел»   

Приложение №44

Квест-игра «Пенза. Наследие и достояние»

Приложение №45

Квест-игра «Такие удивительные русские сказки»

Приложение №46

Онлайн викторина «Семь чудес Древнего Мира»

Приложение №47

Информационно-коммуникативные


Онлайн викторина «В мире информатики»

Приложение №48

ЗОЖ

Квест-игра «Спортивный Всезнайка»

Приложение №49

Квест-игра «Мы за ЗОЖ»

Приложение №50


    Межлабораторные продукты. 

10, 11, 12 декабря 2019 года был проведен 3-х дневный фестиваль «ЦифраЛаб». В фестивале «ЦифраЛаб» приняли участие 225 обучающихся из 30 ОО г.Пензы и Пензенской области. 

10 декабря 2019 г. День Мультимедийной лаборатории – проведено 8 мастер-классов по созданию мультфильмов в различной техники.

11 декабря 2019 г. День Цифровой интерактивной лаборатории -  проведено 8 мастер-классов по созданию интерактивных заданий для квест-игр и онлайн викторин. 

12 декабря 2019 г. День Лаборатории виртуальных экскурсий -  проведено 8 мастер-классов по созданию виртуальных экскурсий по Пензе, Пензенской области, России и мира. 

Руководителям и административным работники ОО, педагогам ОО, обучающимся и родителям были представлены итоги реализации проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы», проведены обучающие мастер-классы.  Создан видеоролик о фестивале «ЦифраЛаб» (Приложение №51).

МБОУ СОШ №27 г. Пензы создала авторскую методическую сеть «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» (адрес сети https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/338).  Работа методической сети регламентируется локальным актом (Приложение №8.) Методическая сеть имеет статус межрегиональной и создана для диссеминации опыта. Она включает в свой состав общеобразовательные организации, заинтересованные в реализации инновационных программ с использованием цифровых технологий в обучении и воспитании школьников, в том числе детей с ОВЗ. Участниками межрегиональной методической сети могут быть инновационные организации РФ.

При реализации сетевых мероприятий использовались различные формы работы:

- 3 семинара по каждой из лабораторий для руководителей и педагогов ОО: «Создание творческого пространства для детей с особыми образовательными потребностями через работу мультимедийной лаборатории» (программа семинара - Приложение №52), «Что такое QR-квест?» (программа семинара  - Приложение №54), «VR в инклюзивном образовательном пространстве» (программа семинара  - Приложение №56);

- 4 вебинара: 1 для руководителей ОО «Организация инклюзивного образовательного пространства МБОУ СОШ №27 г.Пензы» (Приложение №58) и 3 для педагогов ОО: «Из опыта работы Мультимедийной лаборатории» (Приложение №59), «Из опыта работы Цифровой интерактивной лаборатории» (Приложение №60), «Из опыта работы Лаборатории  виртуальных экскурсий» (Приложение №61);

-3 мастер-класса по каждой из лабораторий для руководителей, педагогов ОО: «Использование  Cardboard при работе с виртуальной реальностью в образовательном пространстве школы» (Приложение №62), «Использование метода анимационного моделирование в проектной деятельности обучающихся начальной школы» (Приложение №63), «Использование QR-кода в урочной и внеурочной деятельности» (Приложение №64). 

В рамках созданной методической сети заключены договора о сетевом сотрудничестве с 60 образовательными организациями из 20 регионов РФ.

План развития и поддержки методической сети в течение 3-х лет представлен в Приложении №66.

В рамках проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» был создан видеоролик «ЦифраЛаб» длительностью 5 минут, в котором рассказывается о создании, развитии, внедрении и тиражировании продуктов инновационной деятельности. Видеоролик «ЦифраЛаб» отражает ход и результаты реализации инновационного проекта, наглядно демонстрировать достижение результатов, запланированных образовательной организацией (Приложение №67).

На реализацию проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» было израсходовано 1 532 310,00 рублей, из которых 1 008 300,00 сумма гранта, 302 490,00 рублей средства бюджета субъекта РФ, 221 520,00 рублей внебюджетные средства.

В реализации проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» были задействованы 30 педагогов (86%) (Приложение №72). Согласно Положению о рабочей группе проекта (Приложение №6), приказу о составе рабочей группы проекта (Приложение №1) были распределены функциональные обязанности среди педагогов.

В перспективе дальнейшего развития проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» мы предполагаем, что каждый педагог и обучающийся школы поработает во всех 3-х лабораториях. Будут созданы видеоролики, квест игры, онлайн викторины и витруальные экскурсии. Для педагогов ОО Пензы и Пензенской области будут проведены семинары по лабораториям. Так же планируется проведение обучающих вебинаров для педагогов ОО РФ. 

В рамках реализации проекта "Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы" Цифровая интерактивная лаборатория запускает серию Веб-квестов.

Цель квеста "История Великой Победы"  –быстрее выйти из комнаты. Для этого нужно в ней найти спрятанные задания и выполнить их. Удобнее проходить квест с помощью компьютера. Участники квеста 3-4 классы. Автор квеста Елисеева К.Т.

Веб-квест "Им наша память лучшая награда" 75-летию Великой Победы посвящается. Автор викторины: Смагина А.Н. Участники: учащиеся 5-11 классов. 

По результатам прохождения будут выявлены победители. Удачи!!