Современная образовательная среда все больше становится цифровой.
Именно в таких условиях у обучающихся должны сформироваться многие
важнейшие качества и умения, позволяющие им выработать цифровую
уверенность.
Реализация проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» началось с июня 2019г. Приказом директора была утверждена рабочая группа педагогов и распределены обязанности (Приложение №1).
Согласно цели проекта, мы должны обеспечить развитие ключевых компетенций школьников, таких как инструментальной грамотности (читательская, математическая, вычислительная и алгоритмическая), коммуникативной грамотности, компетентности взаимодействия с собой (саморегуляция, самоорганизация), в том числе у обучающихся с ОВЗ (не менее 85% школьников от общего числа обучающихся детей с ОВЗ) на базовом уровне и выше с использованием ресурсов цифровых лабораторий.
В рамках реализации проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» в МБОУ СОШ №27 г.Пензы сформированы нормативные правовые и организационно-методические условия системной инновационной деятельности:
- разработаны и утверждены локальные нормативно-правовыми акты, регламентирующие работу цифровых лабораторий в инклюзивном образовательном пространстве:
1) «Положение о лаборатории виртуальных экскурсий» (Приложение №3),
2) «Положение о цифровой интерактивной лаборатории» (Приложение №4),
3) «Положение о мультимедийной лаборатории» (Приложение №5),
4) «Положение о рабочей группе по реализации проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы»» (Приложение №6),
5) «Положение о мониторинге ключевых компетенций школьников» (Приложение №7),
6) «Положение о порядке организации и регулирования межрегиональной методической сети» (Приложение №8);
- внесены изменения в «Положение стимулирующего характера и компенсационных выплат работникам МБОУ СОШ №27г.Пензы», в приказ «О выплатах за дополнительный объем работ» пункты 1.6, 2.6;
- разработаны 3 программы «Программа деятельности лаборатории виртуальных экскурсий» (Приложение №11), «Программа деятельности цифровой интерактивной лаборатории» (Приложение №12), «Программа деятельности мультимедийной лаборатории» (Приложение №13).
На базе МБОУ СОШ №27 г.Пензы созданы и функционируют 3 лаборатории, которые создали продукты инновационной деятельности.
Сформировано 14 групп, задействовано 9 педагогов, 90 учащихся 1-4 классов, из них 39% детей с ОВЗ.
По 3 направлениям создано не менее 5 видеороликов:
Наименование направления |
Название |
Продукты с аннотацией |
Познавательные ролики «Путешествие по планете» |
«Африка» |
|
«Северная Америка» |
||
«Южная Америка» |
||
«Австралия» |
|
|
«Антарктида» |
||
Опытно-экспериментальные ролики «Опыты» |
«Всплывающее яйцо» |
|
«Урок теплоизоляции» |
||
«Вне зоны доступа» |
||
«Ожившие картины» |
||
«Розовые струйки» |
||
«Горошины-силачи» |
||
Социальные истории-ролики «Что делать, если…» |
«Что делать, если ты один дома, а в дверь звонят» |
|
«Что делать, если тебе повстречались чужие собаки» |
||
«Что делать, если твоя кошка залезла на дерево» |
||
«Что делать, если погода становится опасной» |
||
«Что делать, если застрял в лифте» |
Созданы виртуальные карты Пензенской области, России, мира для возможности ознакомления учащихся с достопримечательностями по средствам Cardboard:
№ |
Наименование объектов |
Продукты с аннотацией |
|
Музеи воды |
|
|
Парки-экспозиции арт-объектов |
|
|
Заводы по производству хрусталя и музеи хрусталя |
|
|
Подземные пещерные комплексы |
|
|
Музеи М.Ю. Лермонтова |
|
|
Археологические памятники |
|
|
Святые места |
|
|
Экокомплексы |
|
|
Детские железные дороги |
|
|
Памятники Победы, мемориальные комплексы |
Созданы настенные карты Пензенской области, России, мира для возможности ознакомления учащихся с достопримечательностями по средствам QR-кодов (10 объектов на каждой карте) (Приложение №40).
Создано 4 квест-игр, 4 он-лайн викторин с использованием QR-кодов, сервисов Google и автоматизированных технических систем (роботов).
Направления |
Названия |
Продукты с аннотацией |
Инженерные |
Квест-игра «Нескучная физика» |
|
Математические |
Онлайн игра «Математика на досуге» |
|
Гуманитарные |
Литературно-исторический квест «Ледяной дом – правда и вымысел» |
|
Онлайн викторина по произведению «Ледяной дом – правда и вымысел» |
||
Квест-игра «Пенза. Наследие и достояние» |
||
Квест-игра «Такие удивительные русские сказки» |
||
Онлайн викторина «Семь чудес Древнего Мира» |
||
Информационно-коммуникативные |
Онлайн викторина «В мире информатики» |
|
ЗОЖ |
Квест-игра «Спортивный Всезнайка» |
|
Квест-игра «Мы за ЗОЖ» |
Межлабораторные продукты.
10, 11, 12 декабря 2019 года был проведен 3-х дневный фестиваль «ЦифраЛаб». В фестивале «ЦифраЛаб» приняли участие 225 обучающихся из 30 ОО г.Пензы и Пензенской области.
10 декабря 2019 г. День Мультимедийной лаборатории – проведено 8 мастер-классов по созданию мультфильмов в различной техники.
11 декабря 2019 г. День Цифровой интерактивной лаборатории - проведено 8 мастер-классов по созданию интерактивных заданий для квест-игр и онлайн викторин.
12 декабря 2019 г. День Лаборатории виртуальных экскурсий - проведено 8 мастер-классов по созданию виртуальных экскурсий по Пензе, Пензенской области, России и мира.
Руководителям и административным работники ОО, педагогам ОО, обучающимся и родителям были представлены итоги реализации проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы», проведены обучающие мастер-классы. Создан видеоролик о фестивале «ЦифраЛаб» (Приложение №51).
МБОУ СОШ №27 г. Пензы создала авторскую методическую сеть «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» (адрес сети https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--p1ai/methodical-network/id/get/338). Работа методической сети регламентируется локальным актом (Приложение №8.) Методическая сеть имеет статус межрегиональной и создана для диссеминации опыта. Она включает в свой состав общеобразовательные организации, заинтересованные в реализации инновационных программ с использованием цифровых технологий в обучении и воспитании школьников, в том числе детей с ОВЗ. Участниками межрегиональной методической сети могут быть инновационные организации РФ.
При реализации сетевых мероприятий использовались различные формы работы:
- 3 семинара по каждой из лабораторий для руководителей и педагогов ОО: «Создание творческого пространства для детей с особыми образовательными потребностями через работу мультимедийной лаборатории» (программа семинара - Приложение №52), «Что такое QR-квест?» (программа семинара - Приложение №54), «VR в инклюзивном образовательном пространстве» (программа семинара - Приложение №56);
- 4 вебинара: 1 для руководителей ОО «Организация инклюзивного образовательного пространства МБОУ СОШ №27 г.Пензы» (Приложение №58) и 3 для педагогов ОО: «Из опыта работы Мультимедийной лаборатории» (Приложение №59), «Из опыта работы Цифровой интерактивной лаборатории» (Приложение №60), «Из опыта работы Лаборатории виртуальных экскурсий» (Приложение №61);
-3 мастер-класса по каждой из лабораторий для руководителей, педагогов ОО: «Использование Cardboard при работе с виртуальной реальностью в образовательном пространстве школы» (Приложение №62), «Использование метода анимационного моделирование в проектной деятельности обучающихся начальной школы» (Приложение №63), «Использование QR-кода в урочной и внеурочной деятельности» (Приложение №64).
В рамках созданной методической сети заключены договора о сетевом сотрудничестве с 60 образовательными организациями из 20 регионов РФ.
План развития и поддержки методической сети в течение 3-х лет представлен в Приложении №66.
В рамках проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» был создан видеоролик «ЦифраЛаб» длительностью 5 минут, в котором рассказывается о создании, развитии, внедрении и тиражировании продуктов инновационной деятельности. Видеоролик «ЦифраЛаб» отражает ход и результаты реализации инновационного проекта, наглядно демонстрировать достижение результатов, запланированных образовательной организацией (Приложение №67).
На реализацию проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» было израсходовано 1 532 310,00 рублей, из которых 1 008 300,00 сумма гранта, 302 490,00 рублей средства бюджета субъекта РФ, 221 520,00 рублей внебюджетные средства.
В реализации проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» были задействованы 30 педагогов (86%) (Приложение №72). Согласно Положению о рабочей группе проекта (Приложение №6), приказу о составе рабочей группы проекта (Приложение №1) были распределены функциональные обязанности среди педагогов.
В перспективе дальнейшего развития проекта «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы» мы предполагаем, что каждый педагог и обучающийся школы поработает во всех 3-х лабораториях. Будут созданы видеоролики, квест игры, онлайн викторины и витруальные экскурсии. Для педагогов ОО Пензы и Пензенской области будут проведены семинары по лабораториям. Так же планируется проведение обучающих вебинаров для педагогов ОО РФ.
В рамках реализации проекта "Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве школы" Цифровая интерактивная лаборатория запускает серию Веб-квестов.
Цель квеста "История Великой Победы" –быстрее выйти из комнаты. Для этого нужно в ней найти спрятанные задания и выполнить их. Удобнее проходить квест с помощью компьютера. Участники квеста 3-4 классы. Автор квеста Елисеева К.Т.
Веб-квест "Им наша память лучшая награда" 75-летию Великой Победы посвящается. Автор викторины: Смагина А.Н. Участники: учащиеся 5-11 классов.
По результатам прохождения будут выявлены победители. Удачи!!