Нозология |
Количество детей с ОВЗ |
Количество детей-инвалидов |
Слабослышащие |
4 |
4 |
Слепые |
2 |
2 |
Слабовидящие |
52 |
17 |
С ТНР |
2 |
0 |
НОДА |
23 |
21 |
ЗПР |
7 |
1 |
РАС |
7 |
7 |
Соматические заболевания |
- |
5 |
Всего |
95 |
57 |
Сейчас в школе созданы все условия для обучения детей с ОВЗ совместно со здоровыми детьми: имеется возможность беспрепятственного доступа в здание, присутствуют элементы системы навигации для слабовидящих детей, оборудованы санитарные комнаты, лестницы, специализированные кабинеты – сенсорная комната, кабинет логопеда, кабинет охраны зрения, ресурсный класс, комната для настольных спортивных игр для детей с ОВЗ, инклюзивные лаборатории - виртуальных экскурсий, цифровая интерактивная, школьная мультстудия; есть гусеничный подъемник для передвижения детей с НОДА по этажам; работает команда квалифицированных специалистов и педагогов.
Это стало возможным, благодаря эффективной работе коллектива в данном направлении, победам команды школы в конкурсах различного уровня, а также вступлению в 2012 году в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». По итогам 2016 года школа является победителем в номинации «Лучшая городская школа» по итогам конкурсного отбора (рейтинговая) школ Пензенской области. На Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России-2016» МБОУ СОШ №27 г.Пензы стала лауреатом II степени в номинации «Лучшая школа России, реализующая инклюзивную практику». В 2019 году школьный проект «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве» стал грантополучателем конкурса на предоставление в 2019 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» конкурса 2019-02-09 «Инновационные практики внедрения цифровых технологий в образовательный процесс».
Команда школы постоянно внедряет инновации в образовательный процесс, активно делится опытом с коллегами из Пензенской области и других регионов РФ. С 2016 по 2020 год мы проводим акции, направленные на тиражирование нашего опыта и распространение идей инклюзивного образования в обществе:
1. Фестиваль инклюзивного образования, приуроченный к Международному дню инвалида (участвуют не менее 50 детей с ОВЗ, не менее 70 детей без нарушений здоровья, не менее 50 педагогов, не менее 20 специалистов, не менее 20 родителей детей с ОВЗ), 3-5 декабря каждого года,
2. Акцию «Зажги синим», посвященную распространению информации о проблемах людей с аутизмом (участвуют не менее 50 детей с ОВЗ, не менее 70 детей без нарушений здоровья, не менее 20 педагогов, не менее 5-7 специалистов, не менее 20 родителей детей с ОВЗ), 2 апреля,
3. Челленж «Будь собой», направленный на формирование толерантного отношения к детям-инвалидам (не менее 30 детей, 10 педагогов), октябрь.
4. Стажировочную площадку «Актуальные вопросы инклюзивного образования» (прошли обучение все директора школ, 45 заместителей директоров школ, более 200 педагогов и специалистов).
5. Вебинары всероссийского уровня, количество участников более 1000 педагогов из более, чем 20-ти субъектов РФ.
Какие особые образовательные условия созданы для обучающихся с ОВЗ в нашей школе?
I. Для всех детей с ОВЗ следующих нозологий: слабовидящие, слепые, с НОДА, слабослышащие, с РАС, С ЗПР, с ТНР:
- организация урочной деятельности (написание АООП, АОП, адаптированных программ по предметам, особенности проведения уроков инклюзивно в классе, тьюторское сопровождение, ТСО, адаптация дидактического материала),
- занятия ЛФК (написание адаптированных программ для детей с ОВЗ, особенности проведения занятий ЛФК, оборудование для занятий ЛФК) – имеются гимнастические коврики, гимнастические палки, массажные мячики, мячи,
- занятия спортивными настольными играми для людей с ОВЗ (джакколо, кульбуто, клик бол, большой рошфор, глиссер две руки, зиг-заг, колесо Да Винчи, паллет рейс),
- занятия в СК (написание адаптированных программ специалистов для работы в СК, оборудование СК, особенности проведения инклюзивных и индивидуальных занятий)
- занятия со специалистами (написание адаптированных программ специалистов: психолога, логопеда, особенности проведения инклюзивных и индивидуальных занятий),
- внеурочная деятельность детей с ОВЗ (особенности проведения инклюзивных занятий в школьных цифровых лабораториях, проектных офисах и кружках) – все оборудование в наличии.
- программа по нейропсихологической коррекции и сенсорной интеграции (на уроках и во внеурочной деятельности) - оборудование: балансировочная доска бильгоу, мешочки с утяжелением, разные варианты межполушарных лабиринтов, пособия с тренировочными упражнениями для мозжечковой стимуляции.
II. Для детей с НОДА:
- организация доступной архитектурной среды для детей с НОДА (пандусы, подъемник, санитарные комнаты)
III. Для слабовидящих и слепых детей:
- организация доступной архитектурной среды для слабовидящих и слепых детей (элементы системы навигации),
- организация урочной деятельности с использованием тифлооборудования: портативный ручной электронный увеличитель, экран к увеличителю, лупы, набор для письма по Брайлю,
- занятия в кабинете охраны зрения по коррекции зрительного восприятия - все оборудование в наличии,
- обучение компьютерной грамотности проходит с использованием программы «Джос», наибольшее внимание уделяется изучению клавиатуры, принципам работы с операционной системой Windows, работе с текстовым процессором, сканирование и печать документов, навыки работы в мировой сети Интернет, электронной почты, программы Skype, по использованию gps-навигации, помощника по ориентировке на местности, индивидуальное обучение чтению и письму по Брайлю. Занятия проводит Усков Станислав – волонтер Квартала Луи.
На сегодняшний момент школа готова делиться успешным опытом инклюзивного образования в области: разработки нормативно-правовой базы инклюзивного образования на уровне ОО; психолого-педагогических аспектов работы с каждой нозологической группой детей с ОВЗ и инвалидностью; формирования навыков конструктивного взаимодействия между людьми с разным состоянием здоровья в гармоничной инклюзивной среде.
https://cloud.mail.ru/public/3sjo/2qt1ahrbt
Статья "Мы тут рядом" Российская газета №261 от 17 ноября 2016г.
Комплексная программа сопровождения детей-инвалидов в МБОУ СОШ №27 г.Пензы