Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Уже около 20-ти лет команда МБОУ СОШ №27 г. Пензы успешно реализует инклюзивное образование в Пензенской области и делится своим опытом с педагогами образовательных организаций Пензы, Пензенской области и более 20 субъектов РФ. 

В 2002 году впервые был открыт набор в единственные в городе специализированные классы для детей с нарушением зрения. Тогда в школу, наряду со здоровыми обучающимися, начали поступать дети с ограниченными возможностями здоровья. Стало невозможно обучать таких детей  по-прежнему.  Команда школы создала условия в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с нарушениями зрения. Одними из первых в городе они начали обучать особенных детей и в общеобразовательных классах.

Резко возрастающая динамика количества обучающихся детей-инвалидов за последние 10 лет в образовательной организации является показателем высокого уровня востребованности  инклюзивного образования в обществе.

 Учебный год 2012-13 2013-14    2014-15 2015-16    2017-18 2018-19 2019-20 2020-21 2021-22
 Количество детей-инвалидов      36      41      45      39    53      57      58      58      64


В 2021-2022 году в школе обучаются в школе обучаются 397 человек, 76 детей с ОВЗ, из них 64 дети-инвалиды:

слабовидящие - 31,6%

слепые – 5,2%

нарушение ОДА - 37%

задержка психического развития - 10,5%

слабослышащие - 5,2%

РАС - 9,2%

с тяжелыми нарушениями речи – 1,3%.

Сейчас в школе созданы все условия для обучения детей с ОВЗ совместно со здоровыми детьми: имеется возможность беспрепятственного доступа в здание, присутствуют элементы системы навигации для слабовидящих детей, оборудованы санитарные комнаты, лестницы, специализированные кабинеты – сенсорная комната, кабинет логопеда, кабинет охраны зрения, ресурсный класс, комната для настольных спортивных игр для детей с ОВЗ, инклюзивные лаборатории - виртуальных экскурсий, цифровая интерактивная, школьная мультстудия; есть гусеничный подъемник для передвижения детей с НОДА по этажам; работает команда квалифицированных специалистов и педагогов.

Это стало возможным, благодаря эффективной работе коллектива в данном направлении,  победам команды школы в конкурсах различного уровня, а также вступлению в 2012 году в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». По итогам 2016 года школа является победителем в номинации «Лучшая городская школа» по итогам конкурсного отбора (рейтинговая) школ Пензенской области. На Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России-2016» МБОУ СОШ №27 г.Пензы стала лауреатом II степени в номинации «Лучшая школа России, реализующая инклюзивную практику». В 2019 году школьный проект «Цифровые лаборатории в инклюзивном образовательном пространстве» стал грантополучателем конкурса на предоставление в 2019 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» конкурса 2019-02-09 «Инновационные практики внедрения цифровых технологий в образовательный процесс».

В 2021 году МБОУ СОШ № 27 г. Пензы стала победителем конкурсного отбора на присвоение статуса Инновационной площадки ФГБНУ «ИИДСВ РАО» по направлению «Профилактика агрессивного поведения в образовательной среде».

Школа является партнером ПРОО «Объединения родителей-детей-инвалидов» в реализации гранатового проекта Фонда Президентских грантов Просветительского проекта по внедрению успешных практик инклюзии в образование «Мир без границ» в 2020-2021 году.

Коллектив ОО стал участником «Программы по развитию личностного потенциала» и программы «Персонализированная модель образования», которые реализуются Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».

Команда школы постоянно внедряет инновации в образовательный процесс, активно делится опытом с коллегами из Пензенской области и других регионов РФ. С 2016 по 2020 год мы проводим акции, направленные на тиражирование нашего опыта и распространение идей инклюзивного образования в обществе:

1. Фестиваль инклюзивного образования, приуроченный к Международному дню инвалида (участвуют не менее 50 детей с ОВЗ, не менее 70 детей без нарушений здоровья,  не менее 50 педагогов, не менее 20 специалистов, не менее 20 родителей детей с ОВЗ), 3-5 декабря каждого года,

2. Акцию «Зажги синим», посвященную распространению информации о проблемах  людей с аутизмом (участвуют не менее 50 детей с ОВЗ,  не менее 70 детей без нарушений здоровья, не менее 20 педагогов, не менее 5-7 специалистов, не менее 20 родителей детей с ОВЗ),  2 апреля,

3. Челленж «Будь собой», направленный на формирование толерантного отношения к детям-инвалидам (не менее 30 детей, 10 педагогов),  октябрь.

4. Стажировочную площадку «Актуальные вопросы инклюзивного образования» (прошли обучение все директора школ, 45 заместителей директоров школ, более 200 педагогов и специалистов).

5. Вебинары всероссийского уровня, количество участников более 1000 педагогов из более, чем 20-ти субъектов РФ.

Какие особые образовательные условия созданы для обучающихся с ОВЗ в нашей школе?

I. Для всех детей с ОВЗ следующих нозологий: слабовидящие, слепые, с НОДА, слабослышащие, с РАС, С ЗПР, с ТНР:

- организация урочной деятельности (написание АООП, АОП, адаптированных программ по предметам,  особенности проведения уроков инклюзивно в классе, тьюторское сопровождение, ТСО, адаптация дидактического материала),

- занятия ЛФК (написание адаптированных программ для детей с ОВЗ, особенности проведения занятий ЛФК, оборудование для занятий ЛФК) –  имеются гимнастические коврики, гимнастические палки, массажные мячики, мячи,

- занятия спортивными настольными играми для людей с ОВЗ (джакколо, кульбуто, клик бол, большой рошфор, глиссер две руки, зиг-заг, колесо Да Винчи, паллет рейс),

- занятия в СК (написание адаптированных программ специалистов для работы в СК, оборудование СК, особенности проведения инклюзивных и индивидуальных занятий) 

- занятия со специалистами (написание адаптированных программ специалистов: психолога, логопеда, особенности проведения инклюзивных и индивидуальных занятий),

- внеурочная деятельность детей с ОВЗ (особенности проведения инклюзивных занятий в школьных цифровых лабораториях, проектных офисах и кружках) – все оборудование в наличии.

- программа по нейропсихологической коррекции и сенсорной интеграции (на уроках и во внеурочной деятельности) - оборудование: балансировочная доска бильгоу, мешочки с утяжелением, разные варианты межполушарных лабиринтов, пособия с тренировочными упражнениями для мозжечковой стимуляции.

II. Для детей с НОДА:

- организация доступной архитектурной среды для детей с НОДА (пандусы, подъемник, санитарные комнаты)

III. Для слабовидящих и слепых детей:

- организация доступной архитектурной среды для слабовидящих и слепых детей (элементы системы навигации),

- организация урочной деятельности с использованием тифлооборудования: портативный ручной электронный увеличитель, экран к увеличителю, лупы, набор для письма по Брайлю,

- занятия в кабинете охраны зрения по коррекции зрительного восприятия - все оборудование в наличии,

- обучение компьютерной грамотности проходит с использованием программы «Джос», наибольшее внимание уделяется изучению клавиатуры, принципам работы с операционной системой Windows, работе с текстовым процессором, сканирование и печать документов, навыки работы в мировой сети Интернет, электронной почты, программы Skype, по использованию gps-навигации, помощника по ориентировке на местности, индивидуальное обучение чтению и письму по Брайлю.

На сегодняшний момент школа готова делиться успешным опытом инклюзивного образования в области: разработки нормативно-правовой базы инклюзивного образования на уровне ОО; психолого-педагогических аспектов работы с каждой нозологической группой детей с ОВЗ и инвалидностью; формирования навыков конструктивного  взаимодействия между людьми с разным состоянием здоровья в гармоничной инклюзивной среде.